МБДОУ Детский сад с Кунакбаево МР Учалинский район РБ

Образовательная программа

Согласовано _________ Р.М. Ямалова Утверждаю ________ С.Ф. Сагитова

Методист  МКУ отдел образования  Заведующий МБДОУ Д/ с с. Кунакбаево

МР Учалинский район РБ с. Кунакбаево МР Учалинский район РБ

Приказ № 5 от 12.01.2012г.

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Детский сад села Кунакбаево

 

 

 

 

 

 

 

Принята

на заседании педсовета

протокол № 3

от 12.01.2012  года

Пояснительная записка

1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников, воспитывающихся в ДОУ. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников ДОУ……………………………………………………………………………………3

2. Приоритетное направление деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования ……………12

3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования……………………………………………………………….13

4. Особенности осуществления образовательного процесса…………………………..14

5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы………………………………………………………………………………. …………….15

ЧАСТЬ 1

1.1. Организация режима пребывания воспитанников в ДОУ………………………………… … 17

1.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей………………………………………………………………………………………………..23

1.2.1.  Образовательная область «Физическая культура»………………………………….26

1.2.2. Образовательная область «Здоровье»…………………………………. ……………27

1.2.3. Образовательная область «Социализация» …………………………………………28

1.2.4. Образовательная область  «Труд»……………………………………………………30

1.2.5. Образовательная область «Безопасность»…………………………….. ……………30

1.2.6. Образовательная область «Познание»……………………………………………….31

1.2.7. Образовательная область «Коммуникация»………………………………………....33

1.2.8. Образовательная область «Чтение художественной литературы»…………………34

1.2.9. Образовательная область «Художественное творчество»………………………….35

1.2.10. Образовательная область «Музыка»…………………………………......................36

1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной Программы …………………………………………………………………………………………….37

1.4.  Система мониторинга достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы……………………………………………………………………………………………..40

1.5. Промежуточные результаты освоения Программы (по возрастам)……………………………41

ЧАСТЬ 2. Управление реализации программы

2.1.  Условия реализации образовательной программы ДОУ …………………………………………………55  2..2. Построение развивающей среды…………………………………………………………………………56  

2.3. Инновационная деятельность …………………………………………………………………………….57

2.4. Сотрудничество с семьей…………………………………………………………………………………58

2.5. Преемственность в работе ДОУ и школы ………………………………………………………………..59

2.6. Взаимодействие с социальными партнёрами…………………………………………………….60

ЧАСТЬ 3. Региональный компонент ……………………………………………………………. .61

3.1 Примерное комплексно-тематическое планирование по реализации регионального

 компонента ……………………………………………………………………………………………64

3.2. Итоги освоения содержания (региональный компонент) ……………………………………..83

Приложения…………………………………………………………………………………………..84

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Образовательная программа МБДОУ Детский сад села Кунакбаево обеспечивает разносторонние развитие воспитанников в возрасте с 3-х до 7-ми лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников по основным направлениям: физическому, социально-личностному, художественно-эстетическому, познавательно-речевому.

 Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

В дошкольном учреждении  функционирует 1 разновозрастная группа

1.  Возрастные особенности контингента воспитанников

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет).

В возрасте 3-4 лет воспитанник постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для воспитанника не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание воспитанника выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность воспитанника зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних воспитанников в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Воспитанники  уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Воспитанники  от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста воспитанники могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

3

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения воспитанников обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других воспитанников.

Взаимоотношения воспитанников ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом воспитанники в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Средняя группа (от четырех до пяти лет)

В игровой деятельности воспитанников среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что воспитанники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий воспитанников.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Воспитанники могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и.т.д.

Усложняется  конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. 4

Двигательная сфера воспитанника характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Воспитанники в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Воспитанники оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Воспитанники  способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Воспитанники запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: воспитанники способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и.т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Воспитанники  оказываются способными использовать простые схематизированные изображения дл решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов воспитанники могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для воспитанников этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить:»Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. воспитанники могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается  устойчивость внимания. Воспитаннику  оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности воспитанников. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Воспитанники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь воспитанников при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.  Изменяется содержание общения воспитанника и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается воспитанник. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую воспитанник получает в процессе общении, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

5

У воспитанников формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних воспитанников другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкуретности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Старшая группа (от пяти до шести лет)

Воспитанники  шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения воспитанников, отличается от ролевой речи. Воспитанники начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия воспитанников в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность воспитанников. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года воспитанники способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления воспитанников, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Воспитанники  используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала.

6

Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Воспитанники  могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

1) от природного материала к художественному образу( в этом случае воспитанник «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае воспитанник подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления воспитанников систематизируются. Воспитанники  различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до дести различных предметов.

Однако воспитанники могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются несоответствием формы и их пространственного расположения. Вспомним феномен Ж. Пиаже о длине извилистой и прямой дорожек. Если расстояние (измеряемое по прямой) между начальной и конечной точками более длинной, извилистой дорожки меньше расстояния между начальной и конечной точками прямой дорожки, то прямая дорожка (которая объективно короче извилистой) будет восприниматься детьми как более длинная. Точно так же машинка, которая проехала меньший путь, но остановилась впереди другой машинки, которая проехала большой путь, будет рассматриваться детьми как проехавшая больший путь и ехавшая быстрее. Это свидетельствует о том что различных ситуациях восприятие представляет для воспитанников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Воспитанники  способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и.т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений ( представлении о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представлении о развитии и.т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основной словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у воспитанников еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения 7

классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.

В качестве примера можно привести задание: детям предлагается выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата 9 большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур и попросить ребенка назвать самую непохожую на нее фигуру, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как показали исследования отечественных психологов, воспитанники старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет воспитанникам сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Воспитанники  могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Воспитанники  используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Воспитанники  могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

 

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)

В сюжетно-ролевых играх воспитанники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и.т.д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом воспитанники  

способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и.т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, воспитанник командует пассажирами и подчиняется инспектору  ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то воспитанник может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Воспитанники могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые воспитанниками в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и.т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и.т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и.т.д. При правильном педагогическом подходе у воспитанников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Воспитанники  подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Воспитанники быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте воспитанники уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен воспитанникам – он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Воспитанникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.

У воспитанников продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив воспитанникам воспроизвести листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. 9

 Как правило, воспитанники не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У воспитанников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях воспитанников отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Воспитанники  начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и.т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологический речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; воспитанники осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста воспитанники обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

 

Физические состояния и здоровья воспитанников

Группа здоровья

Количество воспитанников

% от общего количества воспитанников

I

2

13%

II

10

67%

III

3

20%

 

10

Отклонения здоровья воспитанников ч асто болеющие воспитанники

Заболевания органов зрения

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Воспитанники -аллергики

иные

3

-

-

-

2

 

Сведения о педагогических кадрах

 

Критерии оценки качества

количество

%

1

МБДОУ укомплектован кадрами

2

100%

2

Образовательный ценз

Высшее образование

· специальное (дошкольное)

 

 

 

· другое педагогическое

1

 

 

· другое

Среднее специальное

· специальное (дошкольное)

· специальное педагогическое

· другое

1

 

3

Квалификация

· высшая категория

50 %

 

· первая категория

1

 

 

· вторая категория

 

 

· без категории

1

 

4

Повышение квалификации (прохождение курсовой подготовки за последние 5 лет)

2

100 %

5

Стаж

до 5 лет

 

1

 

 

20 лет  и более

1

 

6

Возраст

моложе 25 лет

 

1

 

 

старше 40 лет

1

 

11

Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.

Выяснение потребностей родителей коллектив ДОУ осуществляет на основе результатов изучения контингента родителей,  анкетирования родителей воспитанников посещающих  ДОУ . Данные сведения  позволили нам определить направления деятельности ДОУ по удовлетворению запросов родителей:

· Интеллектуальное развитие детей (Приоритетное направление деятельности ДОУ)

· Подготовка к обучению в школе (Развитие произвольной сферы, обучение грамоте, развитие логического мышления)

· Проведение оздоровительных и профилактических мероприятий.

Социальный паспорт МБДОУ Детский сад села Кунакбаево

 

п/п

Критерии

На 01.09.2009

На 01.09.2010

На 01.09.2011

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1.

Всего воспитанников:

17

 

15

 

13

 

Из них: сирот

-

 

-

 

-

 

инвалидов

-

 

-

 

-

 

2.

Всего семей:

17

 

15

 

13

 

Из них: полных

12

 

8

 

7

 

неполных

2

 

2

 

2

 

многодетных

2

 

3

 

3

 

инвалидов (родителей)

-

 

-

 

-

 

беженцев

-

 

-

 

-

 

группы риска

-

 

-

 

-

 

участники локальных войн

-

 

-

 

-

 

малообеспеченные

1

 

2

 

1

 

3.

Социальный состав:

 

 

 

 

 

 

служащие

-

 

1

 

1

 

рабочие

13

 

11

 

12

 

предприниматели

1

 

1

 

-

 

неработающие

3

 

2

 

-

 

4.

Образовательный ценз:

 

 

 

 

 

 

высшее образование

4

 

3

 

3

 

средне-специальное

20

 

18

 

23

 

Среднее (общее)

2

 

1

 

-

 

9 классов

-

 

-

 

-

 

Всего родителей

26

 

22

 

23

 

 

2. Приоритетное направление деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Приоритетным направлением деятельности детского сада является интеллектуальное развитие детей, под которым мы понимаем мыслительную способность, умственное начало, рациональное

12

познание воспитанника, определяющее его деятельность. Основные требования интеллектуального развития воспитанников: вера в возможности воспитанника и раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности.

Педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения считают важным и необходимым организацию предметно-развивающей среды, соответствующей возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также выбранной нами программе. Все групповое пространство доступно воспитанникам: игрушки, дидактический материал, игры. Воспитанники прекрасно знают, где взять бумагу и краски, костюмы и украшения для инсценировки любимой сказки. В группе есть уголок уединения, где можно рассматривать картинки в интересующей книге, побеседовать с другом, поразмышлять.

Беседы с воспитанниками и их родителями, анкетирование дают возможность больше узнать об особенностях характера воспитанника, его интересах и увлечениях, что также помогает в создании предметно-развивающей среды. Например, для воспитанников любящих рисовать, есть мольберт, листы бумаги разного формата и цвета, мелки, краски, кисточки, цветные карандаши. Воспитанник  в любое время имеет возможность рисовать. Для настольных игр, которых требует сосредоточенности и тишины, мы поместили столик в спальне, где воспитанники играют под наблюдением помощника воспитателя. В группе создан уголок-лаборатория, который помогает развивать познавательно-поисковую деятельность воспитанника. Для любителей растительного мира есть уголок природы.

Интеллектуальному развитию наших воспитанников способствует и удачно выбранная система построения учебных занятий. Использование на занятиях исследовательского метода, проблемно-поисковых и игровых ситуаций, способствующих повышению интеллектуальной активности воспитанников, не только обогащает воспитанника знаниями, но и учит последовательно мыслить, находить закономерности между явлениями и событиями, концентрировать внимание на важном объекте. Воспитатели уделяют особое внимание развитию основ логического мышления, используя обучающие игры, активизирующие скрытые интеллектуальные возможности воспитанников и формирующие личностные качества воспитанника: самостоятельность, коллективизм, инициативность, целеустремленность, сообразительность, уверенность, трудолюбие  Приоритетное направление деятельности детского сада – интеллектуальное развитие воспитанников определяет необходимость использования в образовательной работе с воспитанниками программы «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,З.А. Михайлова. Содержание данной программы предполагает определенный перечень занятий познавательного плана для каждой возрастной группы.

3. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Целостность педагогического процесса в МБДОУ Детский сад села Кунакбаево обеспечивается реализацией основной общеобразовательной  программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 В программе «От рождения до школы» отра­жено содержание образования воспитанников раннего и дошкольного возрастов (от рождения до 7 лет), задающее основы и обес­печивающее полноценное, разно­стороннее развитие воспитанника до уровня, соответствующего возра­стным возможностям и требова­ниям современного общества. Программа предусматривает обогащение детского развития и взаимосвязь всех его сторон.

Цели программы -  создание благоприятных условий для полноценного проживания воспитанником дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в  современном обществе, к обучению в

13

школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педа­гогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Потребности воспитанников — возрастают требования к уровню подготовки воспитанников к обучению в школе. Данный факт является показателем потребности в сохранении вида ДОУ.

Ожидания родителей - изучение социального заказа родителей воспитанников ДОУ показало, что главной задачей детского сада большинство родителей (82%) считает укрепление здоровья воспитанника и его развитие; 92% родителей желают, чтобы их ребёнок при выходе из дошкольного учреждения был полностью готов к обучению в школе; часть родителей (60%) хотели, чтобы в детском саду развивали познавательно-речевые способности их ребёнка.

Ожидания общеобразовательных школ,  расположенных вблизи дошкольного учреждения (МБОУ СОШ села Кунакбаево). Отдалённый результат качества подготовки воспитанников к обучению в школе показывает стабильно высокий результат (до 85% воспитанников в дальнейшем обучаются на «хорошо» и «отлично»). учителя начальных классов указывают на достаточную сформированность у воспитанников произвольности, умения работать в едином темпе, хорошое развитие мелкой моторики и фонематического слуха.

Таким образом Цель: Разностороннее и целостное развитие воспитанника, с учётом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей; готовности к обучению в школе. Задачи:

- Охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников;

- Создание комфортного и благоприятного психологического климата, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к воспитаннику;

- Обеспечение гармоничного интеллектуального, эстетического и социально-личностного развития воспитанника, приобщение его к общечеловеческим ценностям;

- Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития воспитанника;

- Развитие готовности к обучению в школе, формирование компетентностей, обеспечивающих благоприятную адаптацию и успешное вхождение в новую социальную ситуацию.

4. Особенности осуществления образовательного процесса.

 При организации образовательного процесса нами  учтены принципы интеграции  образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей  игровой деятельностью, а  решение программных задач  осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и воспитанников, а также в самостоятельной деятельности воспитанников.  Планируя каждый день, современный воспитатель должен задумываться не

14

только о том, как научить воспитанников чему-то нужному, полезному, но и о том, чтобы каждому

воспитаннику было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда в детском саду его ожидали интересные события: сюрпризы, инсценировки с игрушками, волшебные превращения.

Основной образовательной единицей педагогического процесса является развивающая

 ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и воспитанников, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов воспитанников. Планируя развивающую ситуацию, воспитателю необходимо согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться интеграции, взаимосвязи образовательных областей.

К примеру, развивающая проблемно-игровая ситуация «Что случилось с куклой Машей?» используется не только для освоения детьми опыта проявления сочувствия, помощи и представлений о здоровьесберегающем поведении, но для решения других задач:

- обогащение представлений о предметах быта и их назначении: из какой чашки удобнее напоить куклу, какое одеяльце или подушечку выбрать, какие предметы для ухода за больной необходимо подобрать и прочее ( образовательная область «Познание»);

- освоение приемов сравнения предметов по разным признакам или их группировки: отобрать для куклы из общего набора посуды только маленькие чашку, блюдце, ложечку, тарелочку; выбрать пожеланию куклы только яблочки определенного размера и формы и.т.п. (образовательная область «Познание», «Первые шаги в математику»);

- отражение эмоционального отношения к выздоравливающей кукле в музыкальной игре «Любимая кукла» и в лепке «Делаем угощение для куклы Маши» (образовательные области «Музыка», «Художественное творчество»);

- освоение представлений о домашних животных – ситуация «Кот Василий и котенок Пух пришли проведать нашу Машеньку» (образовательная область «Познание»);

- развитие детской речи, знакомство с новыми литературными произведениями и иллюстрациями: выздоравливающая кукла хочет услышать сказку или, оправившись после болезни, участвует вместе с детьми в речевой или театрализованной игре ) образовательные области «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»).

При таком подходе единое образовательное содержание, повторяясь в разном виде, лучше осмысливается и осваивается воспитанниками.

5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы

Программа строится на следующих методологических подходах и принципах: качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка, генетический подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка, возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка, культурно-исторический подход (Л.С.Выготский)к развитию психики человека, личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка;  деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка.

При разработке образовательной программы МБДОУ Детский сад села Кунакбаево использовали нормативные документы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

3. СанПин 2.4.1. 2660 – 10 от 20.12.2010 г.

4. Устав МБДОУ Детский сад села Кунакбаево

5. Программа развития ДОУ 15 6.Программа «От рождения до школы»

Основными принципами построения и реализация образовательной программы является:

- принцип развивающего образования целью, которого является развитие воспитанника.

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными

возможностями и особенностями воспитанников.

- решение образовательных задач совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельная деятельность дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

16

Часть 1. Организация режима пребывания воспитанников в ДОУ

 

Холодный период года

Время

Режимные моменты

Содержание

8.00-8.30

«Здравствуйте!» Минутки игры. Индивидуальная  работа с детьми. Чтение песенок, потешек. Встреча с природой.

Прием воспитанников

Игровая деятельность воспитанников.

Совместная деятельность воспитателя с воспитанниками в уголке природы.

8.30- 8.40

Минутка бодрости

Утренняя гимнастика с элементами фонетической ритмики (двигательная активность 10 мин).

8.4 0- 8.45

«Моем с мылом чисто-чисто»

Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков

8.45-  9.00

Приятного аппетита!

Завтрак: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды

9.00-9.05

Минутки игры

Игровая деятельность воспитанников

9.05- 10.40

Мир познания

Образовательная деятельность по сетке: подгрупповые и фронтальные. Между образовательными деятельностями игры

10.40-10.45

Подготовка ко второму завтраку

Воспитание культурно-гигиенических навыков

10.45-11.00

Приятного аппетита

Обучение культуре еды

10.00- 11.05

Подготовка к прогулке

12 июня 2013 в 12:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.